Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Старейшие профессии

Издавна изрядное количество горожанок занималось стиркой белья. Эта изнуряющая здоровье работа велась вручную. Ведь стиральные машины, существенно облегчающие труд прачки, вошли во всеобщее употребление совсем недавно. Отсутствовали в прошлом также современные моющие средства. Да и на простом хозяйственном мыле многие старались экономить, применяя настойку из древесной золы, называемую “луг”. Обычно каждая прачка обслуживала постоянных заказчиков, преимущественно семьи состоятельных евреев и чиновников. Увесистые тюки с грязным бельем таскались прачками на загорбках, таким же путем возвращались клиентам. Оплата производилась поштучно. Разновидностью этой распространенной профессии была приходящая прачка, стиравшая на дому клиентов за поденную плату. Немало хлопот доставляло прачке утюженье в чиновничьих рубахах крахмальных манжет и манишек, что было в моде до революции. До появления электрических утюгов в ходу были чугунные утюги всевозможных конструкций, с трубами и без. Роднило их всех лишь то, что для нагрева служил древесный уголь. Впрочем, индивидуальные прачки вывелись только в семидесятые годы. Прачечная общественного пользования появилась в Кобрине лишь в послевоенное время.

Кузнецы
Кузнецы - одна из наиболее древних и внушающих почтение профессий, представители которой у многих народов были окружены ореолом таинственности. Еще в недавнем прошлом на окраинных улицах Кобрина без устали звенели наковальни нескольких кустарных кузниц. Показательно, что в отличие от других профессий, делившихся на специфически еврейские и не-еврейские, у кузнецов размежевания не наблюдалось. Чаще всего ремесло кузнеца было наследственным. У наковальни мастер работал с неизменным подмастерьем-молотобойцем. В зависимости от вида изделий применялась горячая или холодная ковка. Давно канули в лету времена, когда все железные изделия проходили через искусные руки кузнецов. А их было бесчисленное множество, начиная с иголки и гвоздя и кончая боевым и охотничьим оружием. Бурное развитие промышленности, сопровождаемое массовым выпуском дешевых металлических предметов повседневного потребления, постепенно снижало роль кузнечного мастерства, оставив на его долю резко очерченный круг деятельности. В наше время он снизошел преимущественно до уровня сельского хозяйства. Место уютных кузниц с пылающими горнами теперь на заводах хозяйства прочно заняли огромные кузнечные цеха, в которых традиционный ручной молот уступил место мощным механическим громадам, унаследовавшим его прежнее назначение.

Балагулы
Распространенным видом грузового и отчасти пассажирского транспорта на Полесье длительное время служил извозный промысел. Необходимость его была обусловлена слабо развитой сетью железных и шоссейных дорог. В Кобрине этим делом занимались несколько еврейских семейств. Их центральный пункт находился в деревянном здании на Базарной площади, на месте которого построено здание ЦСУ. Здесь принимались заказы и заключались договоры. Фургоны балагул были несравненно массивнее и вместительнее обычных телег. Для защиты от погодных превратностей фуры имели крытые брезентом овальные тенты. В конюшне балагулы стояло несколько лошадей-тяжеловозов, в том числе запасные. В зависимости от состояния дорог и объема груза запрягались две либо четыре лошади в фургон загружалось до ста пудов, которые перевозились на расстояние до 100-150 верст. В любую погоду по шоссейным дорогам и проселочному бездорожью мерно вышагивал рядом с фурой продубленный солнцем и ветром балагула. Помимо доставки товаров для купцов на некоторых маршрутах балагулы обслуживали также неприхотливых пассажиров - преимущественно еврейскую бедноту. С этой целью применялись фуры облегченной конструкции. Можно себе представить, что за увлекательное путешествие происходило в набитых до предела, галдящих фурах, трясущихся по ухабам проселочных дорог. Странствовали таким образом целыми семьями, обычно с кучей ребятишек, нередко с грудными младенцами. Вот уж поистине, в тесноте да не в обиде.

Колодезники
С незапамятных времен наши предки черпали воду непосредственно из реки или ручья, если таковые протекали вблизи. Чаще же пользовались, применяя казенную терминологию, шахтными колодцами с деревянными срубами. Мастера колодезного дела сначала изготавливали сруб из брусьев твердых пород, тщательно прогоняя отдельные звенья. Звенья сруба последовательно монтировались в предварительно вырытой яме. Часто колодец сооружался сообща на границе владений двух смежных соседей.

Неотъемлемой принадлежностью колодца в наших местах в более отдаленном месте служил высокий «журавель», с помощью которого из глубины колодца доставалась вода. Позже более модным и удобным стало применение ворота с цепью. Лишь в тридцатые годы традиционные деревянные срубы уступили свое место бетонным кольцам.

Гонтари
Относительно не столь давно кобринские крыши были крыты гонтом, соломой, реже неоцинкованной жестью. А вот К.Паустовский, побывавший в Кобрине в войну 1915 г., запомнил, что крыши в центре были черепичные. По крышам можно было в какой-то степени судить о зажиточности домовладельца. Гонтовщики, или гонтари, на специальных станках нарезали из осиновых, реже еловых брусьев тонкие пластины гонтов с узким пазом в утолщенной части. Ими нередко крылись даже кирпичные дома.

Уже с тридцатых годов городская администрация запретила гонты, рекомендуя взамен толь, рубероид и оцинкованную жесть, которая для многих застройщиков была не по карману. Примечательно, что первое упоминание о гонтах для кобринского замка восходит к концу шестнадцатого столетия. Теперь же древнее ремесло настолько основательно забыто, что музей им. А.В.Суворова в свое время с трудом раздобыл немного гонтов для перекрытия части крыши.

Стрехари
С глубокой древности у наших отдаленных предков вне всякой конкуренции были соломенные крыши, в местном просторечье «стрехи». Не только для всех без исключения хозяйственных строений, но и для жилых домов. Отдельные звенья стрехи состояли из трех-или четырехсуставных куликов – прочно связанных соломенных пучков. Для их изготовления отбиралась особенно прочная и длинная ржаная солома. Несмотря на кажущуюся примитивность, «стреха» имела ряд крупных преимуществ, из которых главные – общедоступность и долговечность. Ведь нередко первозданная «стреха» переживала хилые деревянные срубы.

Наращенные десятилетиями пышные хлопья зеленого мха в ряде случаев надежно предохраняли солому от гниения. В зной стреха давала на чердаке прохладу, а зимой укрывала от переохлаждения. Последние стрехи-развалюхи перестали придавать своеобразие нашим окраинам лишь в последние десятилетия. Уместно вспомнить об искусственном возрождении соломенных крыш в последнее время на Западе. Для создания романтического ореола и с целью привлечения клиентов стали покрывать соломой небольшие туристские гостиницы в Голландии и ряде других стран.

Тряпичники
Изредка в теплое время года на городских улицах появлялся огромный фургон, до отказа нагруженный тряпьем и другими отходами. Это был еврейтряпичник, по нынешней терминологии – подвижный приемный пункт утильсырья. При его появлении на соседних дворах возникала шумная суета. Хозяйки с детворой выносили ранее накопленное тряпье и наперебой выискивали непригодную для домашнего употребления ветошь и другое старье, в обмен на которое можно было выручить несколько мелких монеток. Этого рода товар являлся ценным сырьем для производства высококачественной тряпичной бумаги. Впрочем, тряпичники не брезговали иным добришком разного рода: связками газет, бутылками, цветным металлом.

А.Мартынов


Названия статей

Поиск по сайту



Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину