Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Тадеуш Костюшко – национальный герой Польши и Беларуси

Имя Тадеуша Костюшко (1746 – 1817) хорошо известно за пределами Центральной Европы. Белорус по происхождению, который боролся за независимость Речи Посполитой, воевал за США, не принял личного приглашения Наполеона Бонапарта, сотрудничества с которым искал Александр I на Венском конгрессе – короткая биография незаурядной личности, сына нашего славянского региона.

Примечательным является и тот факт, что этот талантливый человек был удостоен почетного гражданства сразу двух стран: США и Франции.

Происхождение героя: белорусские (литвинские) корни поборника славянской государственности
Анализируя биографию Андрея Тадеуша Бонаветуры Костюшко (а именно так звучало его полное имя), бросается в глаза, во-первых, не совсем польская фамилия, а во-вторых, то, как в большинстве заграничных энциклопедических изданий сформулировано краткий отзыв о нем: «национальный герой Польши и США», «польский генерал», «польский патриот и солдат» и т.д. Выходит, что нигде нет четкого определения «поляк». Это утверждение должно быть исходным для нас.

Интересным является тот факт, что Беларусь – страна, где родился Костюшко – не делает никаких попыток, чтобы разделить с Польшей и США наследие и славу воина. Несомненно, что краеведческие музеи не перестают утверждать о том, что он белорусский герой, но это не имеет за собой общегосударственной позиции исторической науки (которая, несмотря на нелепость названия, формирует сознание молодого поколения белорусов).

Для того чтобы определить, насколько Тадеуш Костюшко связан с Беларусью, необходимо обратиться к данным о его этническом происхождении и регионе, откуда он происходит.

Считается, что семейным поместьем Костюшко являются Сехновичи – село, расположенное в Брестской области Беларуси. Иезуитский автор К. Нясецкий (1682-1744), пользовавшийся при составлении своего «Гербовника» некоторыми утерянными для нас документам, утверждает, что в 1458 г. мелкий шляхтич Федор получил от великого князя литовского Казимира IV Ягелончика имение Сехновичи с двумя прилегающими к нему селами. Сын Федора Кость (Костюшко) служил секретарем в канцелярии великого литовского князя Александра I и в первые годы правления Сигизмунда I Старого (ориентировочно с 1492 по 1509 гг.) Последний в 1509 г. подтвердил имущественные права Костюшко Федоровича на Сехновичи и даровал разрешение пользоваться шляхетским гербом. С тех пор представители этого рода именовались Костюшко-Сехновицкими. Им принадлежали земли, находившиеся неподалеку от Бреста и Кобрина. Словом, они принадлежали к коренным жителям этого региона.

Первоначально, по вероисповеданию Костюшко были православными. В своих родовых поместьях они строили православные храмы. Когда на Берестейщине православные приняли унию, Костюшки, вероятнее всего, тоже стали униатами. А впоследствии стали католиками. Хотя, судя по всему, в их родовых поместьях не было костелов, а лишь униатские храмы.

Интересным для нас является самоидентификация Тадеуша. Добиваясь чина генерала в армии Речи Посполитой, он охарактеризовал себя как «природный литвин». На тот момент, термин «литвин» являлся одним из этнонимов белорусов. Хотя из контекста документов кажется вполне неоспоримым тот факт, что сам Костюшко таким образом обращает внимание не на этническое происхождение, а на политическую, гражданскую идентификацию. Вышеупомянутой характеристикой он указал, что его предки проживали на территории Великого Княжества Литовского, и в разные периоды истории занимали различные государственные должности.

Прогрессивная «левизна»
Несмотря на насыщенность биографии героя нашей статьи, следует отметить один факт, который мог бы быть использован для создания более правдивого образа. Известно, что любая историческая личность обрастает определенным ореолом со временем — это все составные общего исторического мифа. Так вот, редко кто обращает внимание на довольно «левые» и прогрессивные взгляды Костюшко.

Во времена своего пребывания в США Костюшко занимался аболиционизмом – общественно-политическим движением, которое боролось с рабством. Согласно этой доктрине колонизаторами рассматривались не только Соединенные Штаты Америки, но и «цивилизованные» европейские страны. То есть Московская империя, против которой боролся Костюшко за независимость Речи Посполитой – тоже попадала под термин «колонизатор».
Увлечение Тадеушем этим движением не случайно — в 1768 г. его отец был убит своими крестьянами. Именно этот факт заставил будущего военачальника детальней обратиться к вопросам освобождения крестьянства (при чем здесь идет речь о всех крестьянах Речи Посполитой, независимо от народа — белорусах, украинцах, поляках).

Такие прогрессивные взгляды не остались лишь личным убеждением генерала. В мае 1794 года, Костюшко издает знаменитый Полонецкий универсал, которым обещает личное освобождение и уменьшение повинностей для крестьян. Универсал 7 мая создавал суд для решения споров между ними и помещиками, обеспечивал и гарантировал им владение землей и, на время восстания, уменьшал их повинности в пользу помещика, предоставляя окончательное решение этого вопроса будущему правительству. Главным противником реформаторских намерений Костюшко выступила шляхта, которая неохотно отпускала крестьян и не хотела увеличения их льгот. Да и сами крестьяне не поддержали восстание в той мере, как он этого ожидал.
После неудачного восстания против царской России, поражения в битве под Матеёвицами и пленения, по приказу Екатерины ІІ, Тадеуш Костюшко был заключен в Петропавловскую крепость. Довольно неожиданным оказывается тот факт, что в 1796 году он согласился принести верноподданническую присягу императору Павлу I. Взамен он был освобожден вместе с 12 тыс. пленных поляков. Возможно именно этот пункт договоренности (освобождения пленных польских солдат и офицеров) сыграл решительную роль для его подписания.

Костюшко vs Наполеон Бонапарт – верный слову или вечный революционер?
Любопытным является отношение Тадеуша Костюшко к Наполеону Бонапарту. Летом 1799 г. будущий покоритель Европы прибыл на встречу к генералу, который жил в пригороде Парижа. Цель такого визита была более чем рациональна – заручиться поддержкой героя в создании Польского Королевства на территории Российской империи. Предложение Бонапарта было отвергнуто, несмотря на то, что сам Костюшко дважды принимал активное участие в борьбе с царским режимом. Некоторые историки рассматривают это как исключительную отверженность принципам – данное российскому императору слово священно для воина. Но если посмотреть на этот факт с другой стороны, то кажется, что это не так однозначно. После встречи с Бонапартом Тадеуш окрестил его «могильщиком революции». Возможно именно приверженность идеям революции и «справедливой войны», реальная оценка возможности заручиться поддержкой крестьян и сыграли свою роль в принятии решения. Как бы оно не было, Тадеуша не смогли переубедить.

Встреча с Александром I во время Венского конгресса так же не заставили Костюшко вернуться на «большую шахматную доску».

Вместе послесловия: феномен героя славянских народов

Белорусам, не стоит отрекаться от Тадеуша Костюшко. Несмотря на то, что личность сей героя историками практически всегда была ореинтирована на Польшу, которые уперто, считают Речь Посполитую, не столь общеславянским государством, сколько государством только поляков. Ведь само славянское государство – Речь Посполитая – декларировало двуединую конструкцию политической нации. Для белорусов и поляков, Тадеуш Костюшко, является символом национальной борьбы за независимость, за свободу и гордость своего Отечества.

Феномен же Костюшко как национального героя Польши и Беларуси заключается в двух следующих тезисах:
1. для Польши – он поборник независимости государства, олицетворение революционной мощи;
2. для Беларуси – это не просто сын белорусской земли, но и защитник прав простых крестьян, которые составляли большинство населения белорусских (литвинских) земель того времени.

Навигация





Наши партнеры

Познай Кобрин