Глава 14
Стало получше. -- Гости.-- Отец с сестрой.--
Дед.-- Папиросы.-- Шум. -- Договор с
крестьянами. -- "Братцы, идёт!" -- Черняхово.--
Помещичий пёс. -- Жена пана Шемета.--
Дочь.-- Дочь бежит с любовником. -- Как пан
Шемет сделал себе состояние. -- Скандал с
дочерью. -- Она просится домой.-- Тяжёлая
сцена у ограды. -- Конец Шемета, его семьи и
состояния.
До сих пор не понимаю, как мог я выдержать
целый месяц такого ужаса - без сна, среди
тяжёло больных, в пустынном волчьем углу.
Далёкие и немногочисленные соседи боялись
приехать ко мне в усадьбу навестить больных,
даже мужики сторонились моей усадьбы. Что
такое тиф - они, как видно, понимали. Была
тишина, кругом стояло тяжёлое, плотное,
полное угрозы молчанье.
Жене и детям стало немного лучше, но потом
опять вернулась температура, а самый
маленький мне разрывал сердце своими
стонами. Но самый маленький скоро умер, и
ещё скорее его забрали - чтобы больные не
увидели, не узнали…
И как раз, когда больным стало лучше, стали
откликаться на мои телеграммы, и явились
первые гости. То есть, как раз тогда, когда
они были мне не очень нужны. Приехали втроём
- отец и сестра с братом. Но я был такой
усталый, что у меня в голове мутилось, и
оставив всё на гостей, я только и делал, что
спал.
Отец сразу уехал, а остальные остались на
две недели. Потом приехал в гости дед, и
меня до сих пор огорчает, что я ему не
угодил специально купленными для него
папиросами.
Дед курил миллеровские папиросы - за десять
копеек десять штук. В то время это были
почти самые дорогие папиросы, которые курили
богачи. Конечно, они были лучше нынешних,
ведь табачные листья, стоившие тогда
восемьдесят рублей пуд, нынче стоят
четыреста. Также и налог тогда был меньше.
Меня убедил мой лавочник купить сто папирос
за рубль, по его словам самые хорошие -
много лучше миллеровских. Я себя дал
уговорить и их купил. Но дед просто
отшатнулся, попробовав первую…
Это меня как-то глубоко и тяжко огорчило.
Дед у меня, женатого, - первый раз в гостях,
а я ему купил плохие папиросы!…
Потом все мои гости уехали, и я остался в
прежней тишине, в прежнем молчании. Но это
мне больше не мешало. Наоборот - покой мне
был сладок, приятен, я очень, очень в нём
нуждался, и в семь - восемь часов вечера шёл
спать и спал со вкусом и без просыпа до
восьми-девяти часов утра.
Я всё никак не мог прийти в себя.
Через несколько недель началась работа в
поле. Мне надо было купить все семена для
посева - хозяин есть хозяин, ничего не
поделаешь. Надо пахать, бороновать, вывозить
навоз. Но тут у меня была просто нужда во
всём. Чтобы вывезти навоз, требовалось сто
телег - так же, и ржи для посева у меня не
было.
Болезнь, домашний госпиталь вытянули из меня
500-600 рублей. Ловчить и крутиться в
денежных делах, как делают в нужде другие
евреи - я никогда не пытался. Я даже не
знал, как просят кого-то о беспроцентной
ссуде. А тут- приходится покупать овёс,
ячмень, горох и картофель - а купить не на
что…
К моей тысяче кошелевских казней прибавилась
ещё одна. В конце зимы стали телиться
коровы, и из-за дороговизны сена скот так
подешевел, что на телят совсем не было
покупателей. Кому теперь нужны телята? Хоть
бери и отдавай почти даром. Пришлось мне
самому заколоть всех телят, и даже хуже -
самому и съесть. Горе такой еде!
Постепенно, постепенно прошла зима. Тяжело и
лениво двигалась, словно против воли, словно
сопротивляясь. Но у весны - сила, и зима
ушла прочь, как тяжкий сон, после которого
облегчённо вздыхают...
После Песах я снова, как в прошлом году,
заключил договор со всеми жителями деревни.
Но в этом году я не хотел отдавать деревне
большой луг за ту цену, как в прошлом. Я
хотел сто двадцать рублей за год вместо ста,
и мы никак не приходили к согласию.
Мне сообщили, что все крестьяне выгоняют по
ночам лошадей на луг, и те едят мою траву. И
как-то раз я в двенадцать ночи поехал
посмотреть, правда ли это. Надо быть на
стаже - ведь это пахнет большим убытком.
И придя, встретил полную деревню крестьян,
вместе с лошадьми. Пасут себе во всю, а тот
самый Фёдор, дрянной мужик, о котором я уже
писал, во всё горло орёт:
"Братцы - идёт!"
Все вскочили на лошадей и быстро скрылись. Я
остался стоять, как выпоротый. Только
назавтра поехал в Пружаны, за пять вёрст от
Кошелева, к мировому судье с иском против
всей деревни, двадцати семи хозяев, которые
пасут своих лошадей каждую ночь на моём
лугу.
Крестьяне тут же получили повестки: явиться
в Пружаны на суд. И уже назавтра ко мне
явились все мужики уладить дело о луге.
После долгих переговоров дали мне сто десять
рублей плюс двадцать семь косарей. Не знаю,
откуда взялось во мне мужество, куда делся
страх и ужас перед большой, злой и чуждой
массой мужиков? Иные мне позже озабоченно
замечали, что игра эта даже опасна: такой,
как Фёдор, может в порыве ненависти просто
убить на месте. Надо быть осторожным.
Летние работы прошли на этот раз лучше.
Больше было порядка, чем в прошлом году.
Мне это доставило удовольствие лишь на
минуту, и снова я стал тосковать по Хаскале,
по книгам, и снова мне стало жалко своей
молодости, пропадающей среди мужиков.
Ну, что с того, что я здесь буду иметь
заработок, в этой пустыне? Что дальше? И я
останусь невеждой, и дети - грубые,
неотёсанные… И я потихоньку про себя решил -
лучше остаться бедняком в городе, чем быть
богачом в пустыне, среди волков...
Как назло, лето у меня прошло благополучно,
и я себе признался, что был этим огорчён. И
до такой степени огорчён, что пожалел, что
отказался от должности меламеда в Варшаве.
Караул - большой город!..
Я всё это обдумал - и перестал заботиться о
том, что будет полезно для жизни в Кошелеве.
Совсем выбросил Кошелево из головы. Да -
надо побыстрей отсюда выбираться
Четыре раза в год я приезжал в Черняхово к
предводителю Шемету и платил ему за съём
усадьбы. Возле помещичьего дома, внешне
выглядевшего просто, но внутри - очень
богатого и нарядного - лежал очень сердитый
пёс. Имея дело к предводителю, человек
сначала шёл к еврею-арендатору, и тот уже
посылал своего ребёнка провести гостя до
дверей "покоев", поскольку все очень боялись
пса.
Прибыл я так однажды и зашёл сначала к
арендатору, чтоб тот проводил меня к
помещику, но не застал никого дома. Я,
однако, не хотел лишний раз приезжать и
попытался пройти сам. Пса совсем не было
видно. Но стоило мне подойти ближе к дому,
как он откуда-то выбежал и схватил меня за
руку своей большой пастью. Нижние окна дома
были в этот момент открыты, я вскочил в окно
и свалился прямо на стол.
На мой крик явилась помещица. Помещице -
молодой, красивой и живой женщине,
понравилась моя ловкость: выхватить руку из
пасти пса - было чудом пополам с геройством,
и она тут же приказала подать чай со
вкусными вещами и долго держала у себя.
С тех пор жена Шемета, отправляясь на
прогулку, заезжала ко мне в усадьбу, и я был
у неё в большом фаворе.
У этой молодой женщины была очень
хорошенькая дочка, которую скорей можно было
принять за её сестрёнку.
Как у большинства тогдашних помещиков, конец
Шемета был печальным. А началом конца была
эта дочка. Несмотря на её юность, к ней уже
сватались, и очень сильно. К тому времени
ездил к ним молодой помещик из Слонимского
уезда. Богатым этот молодой помещик не был,
зато - был мотом и частично также и
добытчиком - получал подряды из Петербурга.
Дочке Шемета он привозил из Петербурга
дорогие игрушки, когда ей было только 12-13
лет. Эти необыкновенные игрушки стоили
больших денег, и ими он постепенно привлёк
сердце молодой панны.
В пятнадцатилетнем возрасте и при её
необыкновенной красоте, стали к ней
свататься большие помещики. Но молодой
помещик, которого звали Лизанский, купил её
сердце с детского возраста своими богатыми и
дивно прекрасными игрушками из Петербурга.
Сейчас, когда она стала старше, он ей привёз
новый подарок - четырёх маленьких лошадок,
стоивших шесть тысяч рублей, и маленькую
каретку со сбруей из серебра и золота.
Молодая панна очень любила лошадей. Лошадки
с кареткой её просто очаровали.
Старый Шемет такого молодого зятя не хотел.
Старику было важно родство, богатство,
положение, но молоденькой дочке очень
нравился последний подарок, и они
договорились о похищении, о побеге … А потом
- дело будет сделано, и никто их разлучить
не сможет…
И как-то в пятницу он пришёл к Шемету в
гости, остался допоздна и договорился со
слугами, каждому из которых дал по сотне,
чтобы они молчали, сделали бы вид, что
ничего не знают, когда он похитит ночью юную
панну. И так и было.
В два часа ночи, когда все спали, кареты их
уже стояли с другой стороны ворот, они
вместе выскользнули и уехали в Слоним. Она
оставила письмо родителям, приглашая
назавтра в десять утра в Слоним прямо к ним
на свадьбу…
Старик встал, как всегда, очень рано и выпил
чаю. В десять часов встала Шеметова. Но
когда через какое-то время дочь не вышла из
спальни, это им показалось странным. Тут они
спохватились. Нашли на столе письмо.
Шеметова падала в обморок и плакала.
Лизанский им как зять не подходил. Ко всему
прочему он, как принято было между молодыми
помещиками, был сверх головы в долгах. Это
для них был ужасный удар. Старый Шемет,
прямодушный помещик старой закалки,
рассказывал бывало, как он "сделал
состояние": отправлял своих крепостных на
заработки в Варшаву и в другие места за
восемь рублей месяц, а деньги клал в кассу.
Например, посылая на работу крестьян в
Варшавскую цитадель, он давал одному из них
кнут - бить ленивых работников.
"И для кого я старался, копил деньги? -
Сетовал он. - Всё для дитяти, для дитяти"…
По обычаю он послал Лизанскому письмо, в
котором писал, что лишает её наследства,
оставляя всё детям своего брата и ни гроша
дочке..
Лизанскому это не понравилось. Денег у него
не было. У окрестных евреев он очень много
назанимал и как раз предвкушал, как женится
на единственной дочке очень старого и очень
богатого Шемета. И все деньги окажутся у неё
в руках.
Естественно, что евреи одалживали как могли
широко. Но когда стало известно о письме,
одалживать перестали, и Лизанский остался
без гроша.
В конце концов дочка написала отцу письмо, в
котором отчаянным тоном просила прощения.
Матери она написала отдельно, ожидая, что
мать, читая письмо, конечно, расплачется, не
посмотрит на старого, сурового отца и
приедет к ней мирится: матери всегда
уступчивей…
Единственная дочь, однако, сильно ошиблась.
Отец ничего не хотел о ней слышать, и мать
также была не мягче.
Мать, в сущности, не так беспокоило то, что
дочка вышла замуж за нищего, как то, что она
сама лишилась удовольствий. Ей было жаль
помпы, шика - что было бы, выйди её дочь
замуж за графа. Она бы весь свет
перевернула! Она бы хотела, например,
поездить вместе с дочерью по большим
европейским городам: Варшаве, Берлину,
Парижу, Лондону, Вене; сшить там дочери
гардероб; и так гулять за границей целый
год. Кстати, и себе могла бы сделать дорогих
платев и кокетничать при дочери с молодыми
людьми.
Итак, письмо дочери никакого успеха не
имело. Никто с ним не посчитался.
Но оказавшись в ещё большей нужде и попросту
не имея, на что жить, дочка послала второе
письмо, в котором писала, что приедет домой
и от ворот поползёт на четвереньках до
дверей дома и будет целовать ноги отца и
матери, чтобы те ей простили её великий
грех.
Получив письмо, Шемет строго приказал
слугам, когда она приедет - чтобы никто не
смел открыть ворота и её впустить. А дочери
сообщил, что не желает её больше знать, и
если она приедет - не пустит её в дом.
Молоденькая дочка, никогда не знавшая
лишений, не могла выдержать нужды и приехала
домой несмотря ни на что. Она была уверена,
что отец её простит.
По приезде её в усадьбу слуги ей отказались
открыть ворота. Она их просила быть
милостивыми и пустить её в усадьбу,
обращалась со слезами к старому слуге,
который её вырастил, носил её младенцем на
руках и прежде очень её уважал. Но сейчас,
плача вместе с ней, он всё же её не впустил,
строго сказав: "Нет!".
Но Шемету передал, что дочь заливается
слезами, прося как о милости её впустить. На
что Шемет велел передать, что если лакей
пустит панну, он ему палкой разобьёт голову.
С отчаяния, что с прислугой ничего не
получается, она решила перелезть через
забор.
Стала перелезать в своём длинном платье,
несколько раз падала, но с ещё большей
горечью и отчаянием снова изо всех сил
карабкалась, разрывая платье и царапая руки
и ноги о гвозди забора, и влезла на
верхушку.
Но это было только полдела. Спуститься с
верхушки на землю у неё, измученной и
разбитой, не хватило сил. Это была ужасная
сцена, которую только скупой и дикий помещик
мог выдержать.
Не в силах спуститься, она бросилась с
высоты на землю….
И если бы не крестьяне, пришедшие
посмотреть, как паненка сползает,
окровавленная, с забора, и инстинктивно
протянувшие руки, чтобы её подхватить, - она
бы упала на землю и разбилась.
Но и так она сильно ушиблась и от страха
лишилась чувств. Поднялся шум, и тут же
явилась мать. Дочь привели в чувство и
доставили в дом, уложив там в постель, как и
мать, которая впала в полное расстройство.
Но Шемет сидел себе с папиросой во рту и не
двинулся с места. Сказал, что даже если дочь
умрёт - он не придёт к ней на похороны. И
что он бы даже хотел, чтобы она умерла.
Когда дочери с матерью стало легче, они
решили идти к отцу просить прощения. Пришли,
и дочь со страшными воплями упала отцу в
ноги. Тут уже и мать заплакала и заявила,
что если Шемет не простит дочь, она его тоже
покинет. Пусть он останется один. С бандитом
она жить не хочет. И долго с ним
препиралась, пока он не согласился
помириться. Они поднялись с земли, и
наступил мир…
Через некоторое время мать поехала с дочерью
в Варшаву и прежде всего сделала ей гардероб
за десять тысяч рублей. Мужа, однако, в
именье не пустили. На это Шемет ни в коем
случае не соглашался, и дочь время от
времени ездила в Слоним.
Года через два Шемет умер. Мать сошла с ума
и тоже быстро умерла. Дочери досталось
большое, уникальное состояние Шемета,
которое её муж, по обычаю, вскоре промотал,
спустил, расшвырял. Кончили они оба,
конечно, плохо, но как - я даже не знаю,
хоть могу предположить. И наверное не
ошибусь.
Глава 15
Селецкий "губернатор". -- Меламед. -- Я
получаю "хорошего" меламеда. -- Он совсем не
знает древнееврейского языка.-- Антополь. -
Второй меламед.-- Первый не хочет уезжать.
-- Экзамен.-- Шлоймеле. -- Чтение Гемары
нараспев меня радует. -- Я стал заниматься.
-- Страх перед дополнениями. -- Об учении
вообще. -- Конторщик. -- Как надо учиться. -
Моя любовь к Шлоймеле. -- Малечский раввин.
-- Лето в поле. -- Шлоймеле набирается сил.
-- Осень -- Шлоймеле уезжает.-- Моя тоска по
Шлоймеле.
Второй год был дождливым, и опять было много
сена. На зиму я уже не взял коров, как в
предыдущий год, но так как мне очень везло,
я выручил в этом году по десять копеек за
пуд сена, получив от всего дела большой
доход.
На Суккот я поехал в Селец к "губернатору".
Не бойтесь, никакой это был не губернатор, а
простой еврей, которого так звали за его
мудрость, влияние и широту. Приехал я к нему
для того, чтобы он мне достал, как говорят в
Литве, какого-нибудь хорошего меламеда,
хорошо знающего Танах и грамматику
древнееврейского языка. Я с самого начала
хотел поставить обучение детей, как
полагается.
"Губернатор" послал своего зятя в бет-мидраш,
чтобы найти там вместе со мной хорошего
меламеда. В бет-мидраш мы пришли во время
послеобеденной молитвы. Как это бывает в
маленьком местечке, где в глаза не видят
никаких гостей, в особенности, чтобы с
гостем пришёл зять "губернатора, все
почтительно встали, со всех сторон нас
осмотрели и навострили уши, чтоб услышать,
что гостю тут нужно.
Среди собравшихся я заметил прекрасных
молодых людей с блестящими глазами, которые,
как видно, как в былые времена, были глубоко
поглощены занятиями.
Я рассказал, что ищу меламеда, знающего
Танах и грамматику. Пожилой даян1, тоже
находившийся среди собравшихся, отозвался,
что у него есть для меня меламед, какой мне
требуется.
"Вон тот молодой человек, - показал даян на
одного из собравшихся, - может быть у тебя
меламедом. Способный, очень способный
молодой человек. Возьмите, возьмите его…"
Я посмотрел на молодого человека, который
мне с первого взгляда не понравился: страшно
высокий, ширококостный, с большими грубыми
руками - настоящий извозчик…
Но раз даян его рекомендует - а я сказал
даяну определённо, что ищу меламеда, хорошо
знающего Танах и грамматику - значит, так
оно и есть.
Я тут же всё обсудил с молодым человеком и
мы договорились: сорок рублей за срок на
всём готовом. И попросил даяна и меламеда
пойти вместе со мной к "губернатору" и
выпить в честь "гешефта".
У "губернатора" в шинке я попросил подать
хорошей водки с печеньем и дал даяну три
рубля за посредничество. Даян сказал, что не
хочет никаких денег, но, имея корову, хотел
бы, чтобы я, с той же подводой, которую
сразу после Суккот пошлю за меламедом, как
мы перед этим договорились, послал бы для
коровы мякину…
"Корове надо есть", - усмехнулся он.
Я согласился послать мякину, хоть это и
обойдётся в пятёрку - да уж ладно, пусть
перепадёт еврею.
После Сукот нагрузил я телегу мякиной и на
рассвете послал в Селец к "губернатору" с
письмом о том, чтобы меламед приехал этой же
телегой в Кошелево.
Меламед тут же приехал, и вечером дома я
имел возможность слушать его дебют. Он
занимался с моими детьми. Но от этого дебюта
у меня потемнело в глазах. "Меламед" просто
не знал Торы. Он держал большую книгу Торы
вместе с немецким Пятикнижием2. И учил
оттуда…
Я, однако, сдержался, стоял у стола и
слушал, как он учит с мальчиком главу о
Потопе. Но видя, что я стою у стола, меламед
смутился: смотрит в немецкое Пятикнижие,
что-то бормочет и листает страницы.
Перелистал машинально две страницы и учит
дальше, не заметив, что пострадал смысл. Это
уж меня сильно раздосадовало.
Пока, на пробу я. взял и поискал как раз в
"Берешит" и выбрал из стиха 5-го главы 2-й и
дал ему, чтобы он мне растолковал стих,
который начинается словами: "А человека не
было, чтобы обрабатывать землю". И он мне
растолковал так: "человек … глаз3…", и т.д.
"А, да ты знаток!" - я с трудом сдержал
смех. Мне захотелось спросить его из главы
14. Там рассказано о том, как Авраам
захватил всех пятерых царей, воевавших с
Содомом. К Аврааму вышел царь Содома и
Малки-Цедек, царь Шалема. И этот последний,
Малки-цедек, благословил его, говоря:
"Благословен Аврам Богом Всевышним".
Я его спрашиваю, не может ли он ответить на
вопрос, кто такой был это Барух4- из лучших
друзей Авраама или Лота?
Опустив глаза на стол, он еле слышно сквозь
зубы цедит:
"Из лучших друзей Авраама".
Ну, тут я уже закрыл Тору. Что с ним было
дальше разговаривать?
Сильно мне было досадно на даяна, всучившего
"грубому ешувнику" невежду под видом
меламеда. Хорош даян - нечего сказать. Мне
оставалось ехать в Антополь - местечко,
известное своими учёными и богачами.
Приехал я в Антополь вечером и тут же, как
полагается, отправился в бет-мидраш. Там
сидят молодые люди и занимаются. Я им
рассказываю, для чего приехал, и о
неприятности с тем меламедом.
"Меламед, не знающий древнееврейского…"
Все засмеялись.
Я заметил у стола молодого человека с рукой
и лиловым платком на раскрытой Гемаре -
против чертей, чтоб не могли тем временем по
ней учиться. И после того, как я всё
рассказал, этот молодой человек попросил
меня пройти на женскую половину, чтобы
поделиться со мной секретом. И там, находясь
со мной с глазу на глаз, сказал, что он - из
Каменца, что зовут его Шлоймо и что он зять
брисского даяна и известен как илуй.
Но собственно секрет заключался в следующем:
он - единственный сын и должен явиться на
призыв. Но боясь, что не попадёт в число
льготников, он призыва избегает. Здесь, в
Антополе, он занимается с богатым молодым
человеком и берёт семь злотых в неделю,
включая субботы. Он может даже получить
место меламеда в деревне у богатого ешувника
по восемьдесят рублей за срок и на всём
готовом, но не хочет ехать ни в какую
деревню к ешувнику.
Но зная мою семью, он был бы рад у меня
поселиться. В деревне ведь безопаснее.
"Только я должен у вас спросить, -
наклонился он ко мне с особой серьёзностью,
- имеется ли у вас в доме Талмуд?"
"Имеется".
"Спокойно ли у вас?"
"Спокойно".
"Если так,- сказал он, очень довольный, - я
с большим удовольствием к вам поеду". И у
молодого человека просветлело лицо - очень
симпатичное лицо. В каждом его движении был
виден способный к занятиям человек, и я тоже
был очень рад. Во-первых, у меня будет
хороший меламед, во-вторых, будет, с кем
проводить время в долгие зимние вечера в
нашей большой пустыне. Я пожал ему руку, мы
договорились и вернулись в бет-мидраш.
В бет-мидраше шла уже послеобеденная
молитва. От слов и от мелодии разливалась
грусть, и я невольно вспоминал мои добрые,
сладостные, беззаботные детские годы.
После вечерней молитвы я вернулся к себе в
корчму. Шлоймо был уже там с вещами (так ему
нетерпелось) и с несколькими молодыми
людьми, пришедшими меня проводить.
Я запряг лошадь, сел в бричку и взял вожжи в
руку. Вожжи очень импонировали моему
меламеду. Он их у меня забрал и стал сам
"править" лошадью. Ему это явно доставляло
большое удовольствие. Он был взволнован, как
ребёнок - в первый раз держал в руке вожжи…
Молодые люди нас довольно далеко проводили,
явно нам завидуя - вернее, завидуя быстрой
езде, перемене мест, что так сладостно в
молодости.
В Кошелево мы приехали поздней ночью.
Но там ещё сидел первый "меламед", и мне ещё
надо было разобраться с ним, что было
нелёгким делом.
Я уложил Шлоймеле как единственного сына
спать, а сам сел писать письмо
"губернатору".
В письме я его хорошо отчитал за "подарок",
которым он меня удостоил. Просто разбил
сердце. Как можно такое делать? Всё равно,
что убить человека.
Написав письмо, я тоже отправился спать с
мыслью, что завтра должен быть конец.
Назавтра с утра я велел запрячь лошадь,
чтобы послать "подарок" назад в Селец
"губернатору" вместе с письмом…
"Меламед", однако, ехать не желал и со
слезами на глазах взывал к милосердию,
просил позволить ему обучать моих детей.
"Как же это я так уеду?" - спрашивал он.
"Как же это я вас оставлю?" - спрашивал я.
Но говори так, говори сяк - без пользы.
Переговорить его невозможно.
Я видел, что ничего тут не могу придумать, и
предложил ему поехать с моим письмом в Малеч
к раввину. Что тот решит, то я и исполню.
Дурак на это согласился. Он был уверен, что
я просто против него настроен. Я приписал
несколько слов для малечского раввина - таки
о подлинных вещах - и он уехал, питая
большие надежды.
У тогдашних раввинов было много времени, и
малечский раввин всесторонне обследовал мой
древнееврейский (письмо было написано на
святом языке). И поскольку мой язык ему
понравился, и даже очень, он обратился
собственно к делу.
После долгих размышлений раввин решил, что
меламеда следует публично выслушать в шуле и
определить, знает ли он Тору. Меламед также
был этим доволен… В маленьких местечках нет
секретов, и моё письмо стало там известно.
На экзамен к меламеду пришли все евреи
местечка.
Этот дурак, меламед, явился в шуль, чтобы
его выслушали. Ему и в голову не пришло, что
он там потерпит позорный провал. До
экзамена, однако, дело не дошло. Уже при
входе в шуль молодёжь местечка забросала его
грязью и криками:
"Кошелевский меламед!… Кошелевский меламед!"
В таком начале уже заключался конец. Кто бы
его теперь стал экзаменовать?
Он - назад к раввину, чтобы тот ему дал
письмо ко мне. Понятно, что не было у него
никакого стыда.
Молодой человек явился ко мне с письмом.
Раввин писал: "По закону он заслужил от Вас
лишь оплеуху - невежда не должен браться за
обучение детей Торе. Но если Вы желаете дать
ему денег - дайте, сколько душе угодно".
Ладно - сунул я малому десятку и покончил с
этим смешным делом.
Смешное дело не разбило мне на этот раз
сердца, поскольку окончилось тем, что я
приобрёл Шлоймеле - очень симпатичного
молодого человека и знатока Ученья, просто
оживившего меня в этой пустыне.
Для занятий и сна я ему предоставил комнату,
"большую, как поле". И день и ночь лился его
голос, дивно размягчая наши сердца, и помню,
что я ему завидовал: какая радость - уметь и
хотеть заниматься! Сам он тоже был очень
доволен: тихая, просторная комната, хорошее
отношение и вдоволь еды.
Еда - немаловажное обстоятельство. Раньше он
ел так мало!
Кроме удовольствия от его занятий, от
сладостного, нараспев, чтения Гемары,
которое я слышал у себя в комнате, он мне
также часто напоминал мои добрые, весёлые
юные годы, когда я сам день и ночь
занимался, "собирал монетки" и строил дворцы
иного мира…
Где всё это теперь?
То, что было так сладостно, так хорошо, что
я иной раз плакал от сладости и горячей
веры. У меня был мой великий Бог, прекрасный
иной мир и цель жизни: я буду раввином, буду
праведником, буду день и ночь жить в
присутствии Бога. Всё для меня будет надёжно
и светло - надо только вырасти.
Да - надо только вырасти.
Но - опять-таки: где всё это теперь?
Теперь я - обременённый заботами еврей, отец
семейства с Кошелевым в придачу, должен
молотить урожай, ссыпать зерно в амбар - и
мужичить, мужичить, мужичить…
Но Шлоймеле пробудил во мне желанье
заниматься, опять вернуться к тем дорогим
молодым годам. И я решил избавиться
побыстрей от своей работы, стать свободным и
взяться за Гемару.
Решив это, я тут же заказал побольше
молотилок, заплатил подороже и пригнал
побольше работников. Для хозяина это был не
очень практичный шаг… Но я ведь хотел
заниматься.
Шлоймеле, опять же, меня как бы отчитывал -
почему я не занимаюсь.. Он ещё совсем не
понял, что такое ярмо и что значит
"зарабатывать на жизнь".
"Как же так, - удивлялся он, - вы ведь
должны быть очень способны к ученью. В
Каменце у вас есть имя. Я что-то не вижу,
чтобы вы брали в руки Гемару!..
Иди теперь и объясняй ему, что хозяина всё
это не касается, что для хозяина куда важней
повысить цены на зерно, дешевле нанять
подённых рабочих, выставить коров на навоз,
и т.п.
Для меня был вопрос - где учиться. Учиться
самому у себя дома - скучно. Учиться с ним -
страшно… Я уже 8-9 лет не держал в руках
Гемары и занимаясь с ним в одной комнате,
могу сильно осрамиться… Вот, где
неразрешимый вопрос - я, конечно, уже всё
забыл.
Вопросы эти меня довольно сильно беспокоили.
Потом я решил, что должен где-то достать
небольшого формата Талмуд и самого себя
потихоньку дома проэкзаменовать. Для
экзамена взять те самые трактаты, которые
учит он. Так буду знать, как идёт у меня
дело, и самому себе выдам аттестат…
Шлоймеле учил шестнадцать часов в сутки.
Учил без дополнений и без выкрутас - просто
и прямо. Шёл от листа к листу, как хороший
полковник на поле боя, и через несколько
недель прошёл недарим, назир, сота, гиттин,
и остановился на трактате киддушин5.
Получив, что мне нужно - небольшого формата
Талмуд - я потихоньку пробрался к себе в
комнату и стал себя с большим страхом
экзаменовать…
Внимательно прошёл один лист, второй - идёт,
как то, что я еврей! Уже осмелев, двигаюсь
дальше, и чем дальше - тем лучше. Ещё дальше
- ещё лучше. А если так - я уже почувствовал
в себе уверенность, свернул с прямой дороги
и обратился к трудным дополнениям.
Эти дополнения я когда-то любил, хоть
большой простотой и ясностью они не
отличались. В них содержатся трудные, тёмные
тайны Гемары. Но удовольствие - извлекать
эти тайны оттуда, раскрывать их, прояснять,
распутывать, как плотный большой клубок.
Ну, решил я - на дополнениях моя тележка
остановится. Но как я был поражён,
убедившись, что тележка моя бежит по
запутанным дополнениям легко, как по
зеркально-гладкому снежному пути. Идёт дело!
В одном только месте она сильно застряла,
как прикованная. Я толкаю, толкаю - ни с
места. Что делать? Морщу лоб - и так, и сяк,
атакую изо всех сил дополнения. Ничего не
выходит. Вижу, что все мои усилия напрасны.
И тут я вдруг решил - чего мне стесняться?
Сказано: "И не стыдливому учиться"6. Я
встал, зашёл к Шлоймеле и попросил:
"Объясни мне, пожалуйста, дорогой меламед,
то-то и то-то".
Он посмотрел, о чём я спрашиваю, и начал мне
объяснять. Но я вижу, что он хочет здесь
дело больше запутать, чем прояснить.
Попросту мудрит и запутывает.
Среди литовских знатоков был такой метод:
сначала учить весь Талмуд поверхностно.
Затем, став уже в нём знатоком, учить
глубже, основательнее, и вместо
мудрствования и усложнения искать в каждом
вопросе истинный смысл. Мой Шлоймеле,
очевидно, находился в тот момент на уровне
знатока, ещё до того, чтобы перейти к уровню
большей сложности.
Сейчас он старался закрутить мне голову
допущениями и пильпулем7 Я, однако, не
отставал, и три часа подряд мы сражались над
дополнениями. Когда стало ясно, что его
ответ не соответствует заданному мной
вопросу, он почти сдался.
"Ой, Шлоймеле, брат ты мой", - похлопал я
его весело по плечу.
"Нет, подожди ещё", - отозвался он весело.
Доволен я был по двум причинам: во-первых, я
теперь не должен его стесняться, а
во-вторых, мне таки придётся поработать: всё
же он очень много знал и удивительно был
сведущ в Талмуде.
Эти самые дополнения, через которые мы оба
не могли пробраться, меня очень привлекли, и
мне захотелось съездить насчёт них к
малечскому раввину - коль скоро речь идёт о
знании - лениться не следует.
И на утро я таки отправился в Малеч к
раввину. Раввин разрешил мою проблему, но
также не совсем ясно - то есть разрешил
наполовину, и я уехал домой довольный также
наполовину.
Мало, кто учится основательно. Раввин прошёл
Талмуд поверхностно, поспешно.
По дороге от Малечского раввина домой
проехал я мимо лесной конторы. Конторщиком
был польский еврей, хасид, выдавший недавно
замуж дочь за способного ешиботника. Я
остановил лошадь и заскочил к молодому
человеку, которого застал за ученьем. И
вижу, что он тоже находится в самом начале
трактата Кидушин. Но если кто-то находится
вначале, то не стоит моих усилий с ним
дискутировать. И я уехал.
Через несколько недель, по пути к малечскому
раввину, я снова заехал к молодому человеку
- может, я всё-таки могу с ним побеседовать
на ту же тему.
Но я увидел, что за прошедшие несколько
недель он продвинулся в учении не больше,
чем на четыре листа Гемары, и подумал, что
он учил что-то другое, и когда спросил его
об этом, он ответил:
"Нет, я учил только трактат Кидушин".
"Что значит, - удивился я, - вы учите один
лист Гемары в неделю?"
Он ответил:
"Я сижу и размышляю над трудным вопросам.
Подхожу к трудному через лёгкое".
Я ещё больше удивился.
"Что значит - вы сидите и размышляете над
трудными вопросами? Вы можете так сидеть
годами - а ученье пропадёт? Сначала следует
пройти весь Талмуд, а потом углубиться в
вопросы".
"У нас в Польше учатся так…", - ответил он
совершенно спокойно.
Я пожал плечами и уехал.
Тоже мне ученье. Безусловно, это плохой и
непрактичный путь. Я в конец разочаровался в
польском ешиботнике. Польский ешиботник
тащится медленно и без толку. Зато литваки
слишком быстро пробегают в этот первый раз
Талмуд.
Вместо спешки - больше бы внимания, глубины,
- вышло бы больше толку.
Сын моего дяди Липе к пятнадцати годам так
знал шестьсот листов Гемары, что много раз
изумлял величайших знатоков. Его собственный
тесть, например, проверял его таким образом:
втыкал иголку в Гемару и спрашивал, на какой
проблеме стоит кончик. Внимательно
посмотрев, наморщив лоб и думав, мальчик
попадал прямо в цель.
Он был страшно прилежен, занимался по
восемнадцать часов в сутки. Память имел
сверхъестественную, потрясающую. И всё-таки
понимал он Гемару поверхностно,
неосновательно, несмотря на то, что знал её
всю наизусть. И когда женился, пришлось ему
ехать к белостокскому раввину реб Липеле -
просить у него совета, как теперь учиться.
Талмуд он знал, но основательно не понимал,
и реб Липеле ему посоветовал, как приобрести
знание путём углубления, постижения смысла.
Благодаря реб Липеле молодой человек достиг
своей цели.
И я таким образом понемногу втянулся в
учение под влиянием моего дорогогоШлоймеле.
К Малечскому раввину я уже ездил всю зиму по
два раза в неделю. Я хорошо поработал. Но в
то же время пришёл к печальному выводу, что
никакой я не знаток, и никакой не маскиль.
Ни то, ни другое. Стою посреди дороги - не
там и не тут. Понятно, что со стороны
кажется, что я Бог весть какой знаток. И это
заблуждение иногда мне глубоко ранит сердце.
И как всегда у меня - поделать ничего
нельзя.
Но так или иначе - зима доставила мне немало
удовольствия. Я был доволен. Доход у меня,
как обычно, был побочным делом, побочной
мыслью. И моему мозгу было лучше витать в
высших сферах Гемары.
Этот Шлоймеле сильно прикипел мне к сердцу.
Очень милый юноша, очень честный, очень
работящий, очень тихий и - тихо и незаметно
влияющий на другого человека. И до сих пор я
иногда по нему скучаю.
Помню, как на Песах я так над ним подшутил,
что мне до сих пор стыдно. Мы сидели на
седере. Наварили и напекли всего вдоволь.
Для первых дней я зарезал трёх больших
телят, не считая индюка, которого выходила
жена.
Мой Шлоймо, слава Богу, плотно покушал. Его
долю афикомана8 я сильно преувеличил, и
когда надо было его есть, я увидел, что
Шлоймо это не по силам...
Но будучи очень правоверным, он постарался
съесть. Видя, что он вот-вот одолеет этот
большой кусок мацы, я ему незаметно
пододвигаю ещё кусочек, ещё кусочек - то
есть, весь его афикоман. Шлоймеле ел, ел,
пока не побледнел и не выбежал на террасу…
Там его вырвало.
Не знаю, как поживает сегодня мой милый, мой
хороший Шлоймеле. Но где бы он ни находился,
он должен меня простить. Бог свидетель, что
тогда я от любви и от удовольствия слишком
много выпил…Еврей быстро пьянеет.
Кончилась зима, начались полевые работы.
Солнце, лес, свежий воздух оторвали даже
Шлоймеле от Гемары. Оба мы больше не
занимались. Шли в поле, чтобы освежиться на
солнце, ездили верхом, совсем, как помещики.
Кстати, в деле верховой езды он не очень
блистал. Он, бедняга, очень боялся лошадей…
Хоть они его и привлекали - как всех слабых
влечёт здоровье и сила.
Так прошло всё лето. Шлоймеле теперь бывал
больше в поле, чем с Гемарой. Солнце согрело
его застывшую кровь, он весь переродился. Он
увидел, что солнце, воздух, лес и работа в
поле - это тоже важные вещи.
И благодаря Шлоймеле, я совсем не заметил,
как пролетело лето. И вот уже осень, пахнет
месяцем элюль9. Листья желтеют, листья
падают.
И как раз перед новым годом Шлоймеле, к моей
великой сердечной боли, уехал домой. Его
вызвали на военную комиссию. Отец его
переделал призыв на этот год. После его
отъезда на меня напала ужасная тоска, и я
долго не мог успокоиться. За этого юношу у
меня обливалось сердце кровью.
Как-то вскоре после его отъезда прочёл я в
газете "Ха-Мелиц", которую я выписывал,
корреспонденцию из Гродно о том, что
каменецкого илюя Шлоймо отдали в солдаты,
что он - на постое в Гродно. И весь Гродно
для него старается. Новость произвела на
меня тяжёлое впечатление. Но тут же я
успокоился: Шлойме действительно освободили
- настолько гродненская община его ценила и
жалела.
1 Судья в религиозном суде.
2 Немецкий перевод Пятикнижия еврейскими
буквами, сделанный М.Мендельсоном
(1773-1783), снабжённый комментариями в духе
Просвещения и вызывавший нарекания
ортодоксальных кругов.
3 Ошибка меламеда основана на сходном
звучании ("аин") в библейском стихе слова
"нет" и слова "глаз".
4Значение собственного имени Барух -
"благословенный", т.е., в отрывке не было
речи ни о каком Барухе, а о благословении.
5 Т.е., обеты, отшельничество, неверная
жена, разводы … браки
6 (Поучения отцов, 2,5), т.е., тот, кто
стесняется спросить о том, чего он не знает,
не продвинется в занятиях.
7 Пильпуль - один из логических методов
исследования законов Торы, Талмуда и
раввинистической литературы. Понятие
происходит от слова "пильпель" - перец -
намёк на остроту и отточенность дискуссий,
сопровождавшихся своеобразной диалектикой,
остроумным и тонким анализом различных
галахических положений и проблем. В разные
исторические периоды метод пользовался то
большей популярностью среди знатоков (напр.,
с середины 15-го в. до середины 16-го), то
меньшей - с начала 19-го в. Возникнув из
стремления к изощрению ума учеников и с
целью приучить их к независимому мышлению,
постепенно выродился в бесплодную
схоластику, вызывая нарекания многих
религиозных авторитетов.
8 Кусок мацы, который в начале пасхальной
трапезы кладут под подушку, на которую
опирается хозяин дома, и который съедают в
конце седера.
9 Последний месяц еврейского календаря - с
середины августа до середины сентября.
Наши проеты: Туристический Кобрин | Познай Кобрин Все права защищены © 2011-2017. Все изображения защищены их правообладателями. При копировании материалов активная ссылка на http://ikobrin.ru обязательна.