Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Антоний Котович

Антоний Петрович Котович родился 9 июня 1881 года в селе Вежки, что на Кобринщине, в семье потомственных священников. О данном селении имеется письменное упоминание, датируемое 1597 годом. Уже тогда в селе было две улицы – Мотясовская и Пестенецкая. Рядом в помещичьей усадьбе: пивоварня, ледовня, свиронки, баня, бровар. В хозяйском доме не глиняные, а кафельные печи.

А первое упоминание о Вежковском православном храме датируется 1668 годом, когда польский гетман Ян Собесский утвердил Устав Вежковской Успенской церкви. В более позднее время известно, что с 1868 года настоятелем этого храма был Пётр Котович, будущий отец Антония о коем мы и ведём речь.

Похоже церковь с. Вежки состарилась и не вмещала верующих, поэтому в 1912 году её перестроили. И освятили в честь Вознесения господня. Кстати, уже тогда в этом храме были две кафельные печки для обогрева храма. И всё это великолепие, «пережив» Первую мировую с её оккупацией кайзеровцами, которые в храме устроили госпиталь, сгорело на четвёртый день Пасхи 1943 года. Временную церковь построили в 1947 году, как оказалось на целых 53 года. На сегодня на том же месте каменная трёхкупольная со звонницей церковь, стены которой не помнят священников Котовичей.

Как долго служил о.Пётр Котович в этом храме, я не знаю. Но известно, что в более позднее время он служил в храме села Страдеч, ныне Брестского района.  Но известно, что его сын Антоний окончил Литовскую духовную семинарию (ныне Жировичи) и в 1907 году был священником в селе Церковники Каменецкого благочиния Брестского уезда. Сын священника не видел для себя иного пути, кроме служения Богу и людям.

Я очень долго искала село Церковники Брестского уезда. И даже подумала об ошибке НКВДистов в деле на о.Антония Петровича Котовича, где о нём, кстати, всего несколько предложений. Ан, нет! Не ошиблась. Оказывается, при вторых Советах, в 1964 году это село из-за «неблагозвучного названия» было переименовано в деревню Заречаны.

А из архива «Гродненского православно-церковного календаря за 1899 г.» читаю: «Церковь в селе Церковники деревянная, с такою же колокольней. С каменной оградой. Церковь сооружена в 1793 г., прихожанами. В пяти селениях: Церковники, Кощенники, Мончаки, Свищово и Шостаково – прихожан 1626. В селе Церковники есть народное училище. Имеется церковный усадебный дом. При церкви 49 десятин земли. В сёлах Кощенники и Шостаково имелись церковно-приходские школы».

Кстати, в селе Шостаково (Шестаково) в 1826 году родился будущий генерал Ромуальд Траугутт, руководитель восстания против царизма (1863-1864 гг.). В 0,5 км от деревни ему установлен памятник, а в 1988 году – мемориальный знак. С наступлением военных событий Первой мировой, священник Антоний Котович с семьёй был эвакуирован в Херсонскую губернию. Это был 1915 год.

Тернистым был дальнейший земной путь священника Антония Котовича, нашего земляка. В книге «Новые мученики Российские» читаем: «…Отец Антоний проживал в д. Куколовка, Александровского уезда, Херсонской губернии. Не принимал никакого участия в обновленчестве. И был назначен вторым священником в Покровскую церковь». Несколько раз арестовывался по делу первого священника этого храма. Они оба отказались признать декларацию Сергия, митрополита Сергея Страгородского, пошедшего на сотрудничество с советской властью.

               Мемориальный знак Р. Траугутту в Шестаково

А когда в Покровскую церковь был назначен лояльный власти настоятель, о. Антоний стал совершать литургии у себя дома, так обслуживая верующих. За это его уволили из храма. И за неподчинение экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) арестовали. После тюремного заключения он был выслан в г. Енисейск, Красноярского края, Сибирь.

Кстати, это было «обжитое» место политических ссыльных, начиная со времён Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Там в 1897-1900 гг. в Шушенском отбывал ссылку и Ульянов-Ленин. И если царь за «недовольства» Ульянова оставил его в живых и содержал достойным образом, позволив даже приехать невесте (Крупской), и разрешил им обвенчаться и проживать там достойно, то власть Ульянова-Ленина за всего лишь непослушание, тройкой НКВД 4.04.1938 года о.Антония приговорила к расстрелу. После изнурительных работ, физического и морального унижения на протяжении больше десятка лет 27 марта 1938 года его расстреляли.

Ни могилы, ни местности гнустного преступления, как и миллионов таких ссыльных нам не известно. Возможно пока … И не встретился ему – о.Антонию никакой «Дмитрий Лихачёв», как его свояку о.Николаю Пискановскому, одинаково пострадавшему за веру в Бога, и одним списком признанного священномучеником. Но каждому своя судьба, свой Крест.

Нам известно, что матушка о.Антония Нина Феофиловна тоже не раз арестовывалась, подвергалась истязаниям ГПУ г.Александрия. Затем была выслана. Куда высылалась, и её судьба и судьба их детей (если такие были) – неизвестна. Но известно то, что 14 ноября 1981 года РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей) совершила прославление лика святых новомучеников Российски. И в числе 525 имён значится и имя о.Антония Котовича, по досадной опечатке – Вотовича.

День памяти – последнее воскресенье января. Справочно. В июле 2007 года церковь в Отечестве (Россия) воссоединилась с Зарубежной РПЦ и начались составляться общие списки новомучеников. Работы пока не закончены.

Эпилог (покаяния и примирения)
I. Этот материал я пишу для православной общественности Брестчины (коль судьба распорядилась эту миссию выполнить мне), чтобы мы, живые, хранили и приумножали память о людях, наших земляках, проливших кровь и отдавших жизнь за Православную веру. Благодаря их подвигу сегодня мы живы и молимся.

Это они в страшных условиях сохранили веру, защитили культуру. Это они в нечеловеческих условиях оставались людьми. Это они мученическим путём до конца пронесли свой Крест Праведников. А мы, земляки о.Антония Котовича, ощущаем его заступничество, в молитвах призывая его в свои души, преклоняя колени в храме. И наши молитвы будут светлые и сильные.

II. Что собой представляло село Церковники (с 1964 года Заречаны)? Тогда и теперь
С 16 столетия село в составе ВКЛ, собственность ротмистра, некого Носаржевского. А с письменных источников 1846 года в селении 26 дворов и 185 жителей. И те же собственники. К 1890 году уже 45 дворов и 300 жителей. По переписи 1940 года в селе проживало почти 400 жителей.

Напомню читателю, что церковь в селе была построена прихожанами в 1793 году. Пережила она наполеоновскую эпопею, восстания 1831 и 1863 годов, октябрьскую революцию, Первую мировую. При отъезде в беженство часть церковного имущества была вывезена в Россию (и ничего не возвращено), а часть, как оказалось, спрятали.

Как кайзеровцы, оккупировавшие нашу землю в 1915-1918 гг., использовали храм никто не знает, но храм выстоял. А при возвращении из беженства люди на месте села увидели кустарник и бурьян. Но помалу стали обживаться. Ходили в храм, отыскав кое-что из церковной утвари. Но случилась беда. Кто-то ранней весной поджёг бурьян. Огонь перекинулся на церковь. Она сгорела. Это было весной 1920 года.

Старожилы села Заречаны рассказали мне интересное предзнаменование этой трагедии. Все три дня на пасхальной службе в 1920 году в углу, где висела храмовая икона Успенья Матери Божьей (отсюда следует предположить, что и храм был Успенским), люди на службе в храме слышали жалобный церковный звон. Никто ничего не понимал и не придал этому особого значения. Всё поняли после пожара.

Так храм села Церковники (Заречаны) больше не восстанавливали. Ходили на службу в соседнее село Шостаково, где местная помещица отдала под церковь свой дом, куда и перенесли остатки спасённой церковной утвари. А в 60-ые годы храм в Шостаково (Шестаково) закрыли. Иконы перенесли в церковь села Борщово (Борщево), носящую имя Онуфрия Великого и устно матушки Пелагеи (так благодарные прихожане увековечили имя помещицы, на деньги которой в 1840 году был построен этот храм).

И ещё интересная информация. Старожилы села Церковники (Заречаны) говорят, что в 60-70-ые годы местные мальчишки на месте сгоревшей в 1920 году церкви обнаружили несколько глубоких подвалов, в которых находили церковные ценности. Но на это «ненужное добро» никто тогда не обращал внимания. А где-то лет 8 назад заречанские прихожане на месте фундамента сгоревшей Успенской церкви в алтарной её части поставили Крест покаяния и примирения.

Есть ещё в Заречанах на местном кладбище небольшая ухоженная капличка. Без названия. Служба там бывает в проводные субботы. Часовню украшают старинные каменные надмогилья. О капличке говорят, что «стояла она всегда».

                                 Часовня в Заречанах

Нина Марчук, январь 2014 г.

Навигация





Наши партнеры

Виртуальное путешествие по всему городу Кобрину