Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

О бесхозном кладбище в центре Кобрина

Как говорит одна из старейших жительниц Кобрина – Ариадна Телеман, – в начале XX века это кладбище по красоте, богатству и ухоженности не уступало известным некрополям Москвы и Парижа.

Время не сохранило даты, когда был положен первый могильный камень на этом кладбище. А находится оно по улице Первомайской (когда-то Пинской, при поляках – 3-го Мая) на естественном небольшом пригорке. В начале XX века туда из центра города перенесли деревянную Петро-Павловскую церковь. Рядом, через дорогу, находится каменный, постройки 1843 года, костел «Наисвятейшей Девы Марии».

Упомянутое кладбище – не единственное на территории Кобрина, но похоже, что здесь хоронили людей знатных и состоятельных. Вспоминает Ариадна Ефимовна Телеман (ей сегодня без малого сто лет), она всю свою жизнь прожила по улице Первомайской: «В 20-е годы мы детьми любили гулять по этому кладбищу. Ведь тогда там было так красиво и интересно! Летом все надгробия утопали в цветах. Ровные дорожки усыпаны щебнем. Могильные камни были из белого, черного и цветного мрамора. Надписи на надгробиях были сделаны латинскими буквами. Очень запомнились изваяния скорбящих ангелов – и большие, и поменьше, в различных позах и разной цветовой гамме. Помню надгробия, напоминающие головки молодых девушек. На каждом был христианский крест: то ли на камне, то ли отдельно…» И вот такая красота исчезает с лица земли!?

Сегодня я, автор этой статьи, решила заново посетить некогда знаменитый Кобринский некрополь. Опишу картину, увиденную мною. К кладбищу я пробиралась со стороны Петро-Павловской церкви. Кстати, нужно отдать должное ухоженности территории вокруг церкви. И вся эта ухоженность от бесхозного старинного городского кладбища отгорожена высоким дощатым забором, через который пролезть невозможно. Но все-таки я нашла лаз, заваленный сухими ветками, где-то там, в углу.

Увиденное угнетает. Сплошные заросли кустарника и крапивы. Где-то видны надгробия и надписи. Но они искорежены вандалами и временем. Похоже, что сохранились только надгробия из невзрачного серого камня. Отдельные надписи читаются легко. Где-то сохранились металлические кресты. Входы в семейные склепы разрушены и завалены землей. Но лучше всего сохранилась крипта (местные ее называют катакомбами). Крипта представляет собой сооружение из красного кирпича, в три яруса, шириной порядка трех метров, длиной до 25-30 метров.

В ней в конце прошлого века начались захоронения. Умерших хоронили в гробах. Ниши замуровывали и делали надпись. Было место, где поставить свечу, положить цветы. Доподлинно известно, что что подобных погребальных сооружений у нас в республике нет.

Разграбление городского кладбища происходило поэтапно, начиная с первой мировой. И если кайзеровские солдаты в 1915 году над захоронениями не глумились, то события 1918-1921 г.г. были началом. Боевые стычки красноармейцев и белополяков, оставили не только могилы погибших, но и необъяснимую месть вандалов в буденновках (со слов свидетелей).

Вторая волна ограблений началась в 1939 году. Потихоньку начали исчезать с надгробий мраморные ангелы, где-то производились несанкционированные раскопки могил. Что была для солдат чужая святыня? После красного террора и ГУЛАГа эта шалость всем сходила с рук.

С началом военных действий в 1941-42 г.г. вандализм увеличился. И вот почему: в школе напротив (ныне школа № 2) размещался эскадрон жандармерии, предназначенный для борьбы с партизанами Как говорят свидетели, успешнее всего они боролись с мертвыми.

А дальше – больше. В конце 1944 года рядом со школой № 2 были построены казармы для советских солдат и гаражи для автотранспорта. Тогда раскопки велись уже без стеснения. Похоже, что ценности находили. Были вскрыты все ниши в крипте. Везде валялись кости, человеческие волосы, обломки гробов, останки одежды, позументы от мундиров.

Местная власть на всё происходящее закрывала глаза. Этот беспредел продолжался до 90-х годов прошлого столетия. И всё-таки власть сжалилась над святыней. Были выделены деньги на забор. Кто-то собрал кости и замуровал их в ниши. Очень символично следующее: если остановиться возле любого надгробия этого памятника, то с одной стороны виден крест на куполе православной церкви, с другой – башни костёла. Ведь и вправду, между двумя святынями захоронены дети одного Христа.

Три года назад решением местного исполкома эта территория была закреплена за католической общиной города. (Почему католики? Возможно, руководствовались латинскими надписями на надгробиях?..)

Лед тронулся. Летом прошлого года из Польши в наш город приехала группа молодых людей. Они вооружившись лопатами и топорами, начали наводить порядок на этом кладбище: сжигали листву и мусор, пилили сухие деревья, выжигали кустарник, рвали крапиву.

Я задумалась: только ли полякам нужен этот исторический некрополь? Этой статьей хочу призвать объединиться двум конфессиям и вернуть из забвения наше прошлое, и соорудить крест примирения между живыми и мертвыми.

Брестский курьер, 2006 год

P.S. Дополнительно можно посмотреть много фотографий по адресу: http://ikobrin.ru/kobtur-stpolkl.php