Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Возвышенное и земное в царстве вечности

В начале 80-х почти 5 лет я работала в Несвиже. В местный костёл я ходила часто и особо, когда было немноголюдно. Через окна в фундаменте костёла я рассматривала гробы фамильной усыпальницы Радзивиллов. В 80-е настоятелем костёла был Колоссовский, бессменно не один десяток лет. (К сожалению, я не помню его имени, как вряд ли знали его и другие прихожане. Для всех он был Колоссовский). Жил напротив костёла в небольшом домике среди царства цветов. Я не католичка. Но что-то меня наряду с православной церковью, где крестили меня, тянуло и тянет в костёл. И я ходила туда. Теперь вот закрою глаза и вспоминаю, и помню красоту этого неповторимого храма. Смотришь – и соединяешься с вечностью…

Находясь в храме, забываешь о мелком житейском, одна только красота живописи возвышает душу. Работала я в службе невысокого ранга, однако, кто хотел, мог меня знать. Ксёндза Колоссовского я знала в лицо. В то время ему было за семьдесят. И каково было моё удивление, когда однажды ксёндз подошёл ко мне сам и не спрашивая, кто я и зачем, предложил мне осмотреть крипту – родовую усыпальницу княжеского рода Радзивиллов. Не в тот день, а днём позже, помню в двенадцать дня, когда будет кто-то из обкома.

Конечно же, я согласилась. Не особо надеясь на память, я взяла с собой карандаш и бумагу. Я знала, что на то время подробностей о крипте нигде не было. И вот что сохранили моя память и записи. Через маленькую дверь костёльной стены слева мы спустились в подземелье. Там один возле другого бессистемно, в безмолвной тишине, стояли серо-чёрно-бордового цвета большие гробы-саркофаги. Иные на ножках, иные с резными деревянными украшениями. Одни очень скромные, другие роскошные. Сводчатые потолки подземелья давят, хотя дышится легко, окна в фундаменте зарешечены, но никогда не закрываются. Ксёндз Колоссовский и по крипте и по костёлу сопровождал нас сам, благо, нас было несколько человек.

Таких усыпальниц в Европе три: во Франции, в Германии и в Несвиже. Там усыпальницы королей Людовиков и Габсбургов, здесь же некоронованные короли. Самое первое захоронение датировано 1616 годом. Это гроб с телом Николая Кршистофа Радзивилла, основателя крипты. Костёл строился в 1586-93 годах знаменитым итальянцем Яном Марией Бернардони. А чтобы получить разрешение на фамильный склеп, без захоронений умерших в земле, Николай Радзивилл ездил в Италию к Папе Римскому.

Первых умерших бальзамировали. И когда в 1905 году проводилась опись гробов, один из них был вскрыт. Присутствующие были удивлены, увидев не истлевшее тело. Но на глазах, все превратилось в прах…

Радзивиллов хоронили без украшений, в простых одеждах. И об этом знали все. Возможно, это и позволило избежать за все четыреста лет ограблений. И войны щадили костёл (хотя в 17 веке был пожар, во вторую мировую – попадание снаряда). Интересна эпитафия на одном гробе: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе». Так писал о своей жене один из рода Радзивиллов. Однако, как ни печально, любое могущество, власть однажды уместятся в деревянный ящик. Для кого в изразцах, для кого под обычные доски…

Но остаётся память! О Радзивиллах ходят легенды. Я их слышала ещё в детстве. Я родом из-под Мира. А Мирский замок с 1568 года принадлежал роду Радзивиллов. Одна из легенд, которую я очень люблю. В 1543 году представительница рода Радзивиллов, красавица Барбара, в 20-летнем возрасте стала вдовой. Жила она в Вильно рядом с замком польского короля Жигимонда, у которого был сын Август, к тому часу тоже вдовый. Только одного взгляда хватило будущему королю Польши на смуглолицую блондинку Барбару, чтобы влюбиться в неё.

Первая встреча и разговор подтвердили это. Однако мать Августа, королева Бона, была против. Обе стороны знали себе цену (коронованные и некоронованные короли). Король Жигимонд перед смертью всё же благословил этот брак (о котором не знала королева Бона), и молодые тайно в 1547 году обвенчались. Но всё тайное становится явным. И только получив законную власть после смерти отца, новый король Август заставил силой сенат признать Барбару королевой и короновал ее.

Однако счастье было недолгим… Барбара умирала. Тело её покрылось незаживающими ранами, они кровоточили и зловонили. Никто не мог быть рядом, только один Август не отходил от нее ни днем, ни ночью. О чем они говорили, никто не знает. Но 8 мая 1551 года Барбара умерла (не обошлось без яда королевы-матери). Хоронили ее через месяц в Вильно. Траурный катафалк столько добирался из Кракова. За катафалком ехал сам король. И люди склоняли головы перед ним, восхищаясь его любовью, столь крепкой и пылкой (кстати, король больше не женился).

Спустя некоторое время Август захотел с помощью спиритизма увидеть Барбару. В полутёмной зале короля посадили в кресло, привязали руки и строго наказали не дотрагиваться к вызванному привиду, Однако, когда в зале король увидел любимую Барбару, он бросился к ней со словами: «Любая Басенька!» Хотел обнять..., но взрыв заполнил зал трупным запахом...

Этим король лишил душу Барбары покоя. Теперь она вечно живёт в Несвиже и известна в миру как «Черная дама». Не менее интересна легенда о «Пане Каханку», короле Станиславе Радзивилле. Это он уговаривал княжну Тараканову занять место Екатерины II и финансировал самозванку. Политика есть политика!

Он же в Несвиже летом делал зиму для гостей из Европы. Пообещал и сделал. Солью засыпал парк, а деревья обложил ватой. И по дороге от замка до костела гости ехали в санях. На сегодня в усыпальнице семьдесят два гроба. Говорят, было больше. Якобы, остальные этажом ниже. Но хода туда нет.

Предпоследнее захоронение в крипте было в 1936 году, а в мае 2000 года произошло беспрецедентное событие. Усыпальница пополнилась еще одним потомком Радзивиллов, Антонием. Год назад он умер в Англии. Родственники привезли урну с прахом в Несвиж и с разрешения властей с большими почестями похоронили в родовой усыпальнице.
Мысль о том, что четыре столетия жизни знаменитого княжеского рода уместились в небольшом подземелье, не гнетёт. Живут легенды, история продолжается...

Но чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте вместе со мной зайдем в фарный костёл. Повторюсь, костёл построен в 16 веке, здание в виде креста (если смотреть сверху), однако свое настоящее великолепие он приобрел в 17 веке. Торжественность и пышность интерьеру придаёт живопись и резьба. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства.

Для главного алтаря костёла местным художником Чески Домиником написана «Тайная вечеря». В центре композиции стол, как нигде, полукруглый, накрыт зелёной скатертью, в центре Иисус и двенадцать апостолов. Портреты исполнены так мастерски, что чувствуется объемность образов. Застолье даже не просматривается, оно где-то ниже, незаметно. Выше колонады явление Саваофа с голубем. Видны головы ангелов...

На небе мы все в вечности, а всё земное временное. Вечность – она главная. Рядом картины: «Это хлеб ангелов», «Триумф церкви». Вот композиция «Рождение Христа». Покой, душевная гармония. Рождается новая жизнь. На огромном камне присела Матерь Божья. Она в бело-розовом платье, в голубом плаще. Иосиф в золотистом плаще и серой сорочке. В правой руке лилия. Иосиф на коленях перед Марией, у нее на руках голый ребёнок. Налево вход в пещеру. Видны небо, лес, горы. Рядом изгородь и голова осла. Идиллия – нечего сказать!

Еще одна композиция – «Бичевание Христа». Рядом страшное зло. Наказывают того, кто готов идти на любые испытания ради счастья людей. Слышен стон Христа... Интересны картины «Сон Ильи», «Пророк Илья в пустыне», «Возвращение блудного сына». И везде ангелы, на земле цветы, проплывают облака. Озеро... Ангел Илье подает посох – поддержку в длинную дорогу.

И если первые картины говорят о двух измерениях: земном и возвышенном, то на втором плане желание жить в правильной вере, чести и порядочности. Если возможны ошибки (а это жизнь), их надо своевременно исправить, прийти с повинной...

Возле входа в храм цикл картин святых, которые играют на музыкальных инструментах (особенно картина «Святой воин с трубой»). И все они сидят на облаках. Такой он, фарный костел Несвижа. Сегодня в Несвижском костёле другой, молодой ксендз. Старый давно умер. Думаю, на небе он в царстве вечности. На земле он это заслужил.

Газета «Шаг», 26 октября 2000 г.