Versão em português 中文版本 日本語版
Polish version La version française Versione italiana
Русская версия English version Deutsch Version

Летчики дрались насмерть

Великая Отечественная война ворвалась в мирную жизнь людей, смешав жизнь и смерть, страх и мужество. 22 июня - день начала вой-ны, сегодня не просто трагическая дата - это день поминовения героев, на века оставшихся в памяти потомков доблестными солдатами, отдавшими жизнь за свободу и независимость Родины.

В их числе и летчики 123-го истребительного полка, оборонявшего небо Кобринщины в первые дни войны. Подвигу летчиков 123-го истребительного авиационного полка было посвящено торжественное мероприятие, прошедшее в минувшее воскресенье в военно-историческом музее им. А. В. Суворова.

Ведущие - сотрудники музея, одетые в военную форму, рассказали о становлении героического полка. Он был сформирован в марте 1940 года на основе летно-технического состава трех истребительных, одного штурмового полков, а также молодого летно-технического состава, прибывшего из авиационных школ; имел в составе четыре эскадрильи и являлся структурным подразделением 58-ой истребительной авиационной бригады Восточного особого военного округа.

22 сентября 1940 года на основании приказа командующего ВВС Западного особого военного округа полк перебазировался на оперативные аэродромы Стригово, Именин, что в Кобринском районе, и вошел в состав 10-й смешанной авиационной дивизии.

К началу войны в составе полка состояло 87 летчиков, на вооружении имелось 58 самолетов «И-153» и 20 - «ЯК-1», находившихся в сборке. Самолеты «ЯК-1» отличались большой маневренностью и хорошей по тем временам скоростью - 572 км/ч, но они поступили в полк буквально за месяц до вторжения - этого времени не хватило летчикам, чтобы приспособиться к непривычной технике пилотирования.

Красной линией прошли через повествование воспоминания из уст ведущих о первых часах войны непосредственных участников и очевидцев тех событий: электромеханика 123-го ИАП Викентия Стаканова, начальника штаба 4-ой армии Леонида Сандалова, жителя Кобрина Алексея Мартынова, а также выписки из журналов боевых действий за 22 июня 1941 года.

«В 4.00 стало известно, что Брест обстреливается артогнем германских орудий и подвергается бомбардировке с воздуха. В это же время полку дано боевое задание: прикрыть с воздуха подходящие к госгранице войска Красной Армии, города Брест и Кобрин. С 4-х часов утра и началась напряженная боевая работа полка. Группы самолетов (от 9-ти и до звена), ведущими которых в основном были Сурин. Жидов, Алексеев, Савченко, почти непрерывно находились в воздухе. возвращались на свой аэродром лишь для заправки горючим и за боекомплектами.

В воздухе висело до 60-ти Фашистских самолетов и 20-30 «чаек». Численное преимущество Фашистских самолетов было постоянным. Первые загоревшиеся 41 «Юнкерсы» охладили пыл в остальных Фашистских стервятников. Бросив свое гнусное дело, бомбардировщики стали возвращаться домой. Но здесь появились штурмовики «Ме-110» и истребители «Ме-109». И опять «чайки» на равных вели с Фашистами бой. Наши летчики использовали преимущество «чаек» над «мессершмидтами» в маневренности. Фашисту очень трудно было поймать «чайку» в прицел, а малейший промах тут же компенсировался длинной очередью из четырех пулеметов «чайки»…

Воздушный бой не утихал. Группы фашистских самолетов наплывали на наш аэродром под Кобрином одна за другой. Одни из них насчитывали 20 самолетов, другие, как это было в 11 часов, − до 60-ти. Но наши летчики дрались насмерть. Когда кончались боеприпасы или бензин, «чайка», прижимаясь к макушкам деревьев, шла на посадку. Стоило самолету подрулить к стоянке, как тут же технический состав его осматривал, устранял повреждения и неисправности, заправлял горючим и боеприпасами. И снова взлет. Установился своеобразный конвейер: взлет - воздушный бой - посадка. Но при этом надо учесть, что над стоянками самолетов непрерывно шел воздушный бой, а отдельные «Ме-109» и «Ме-110» штурмовали и бомбили стоянки. И так без остановки с 4 часов утра до 13 часов.

В полдень звено летчиков под командованием лейтенанта Жидова вылетело на прикрытие г. Бреста. За один вылет летчиками этого звена было проведено несколько воздушных боев с бомбардировщиками противника и прикрывающими их истребителями. Звено сбило два бомбардировщика «Ю-88» и два истребителя «Ме-109», не потеряв ни одного своего самолета. Всего же до 13.00 летчиками полка в воздушных боях было уничтожено 30 самолетов противника. Свои потери составили 9 машин сбитыми и 18 - поврежденными.Последние подвергались немедленному восстановительному ремонту, который зачастую проводился под огнем самолетов врага, штурмующих аэродром.

К исходу 22 июня полк получил приказ о выводе из-под удара личного состава и материальной части на новое место базирования - Пинск - туда в кратчайшие сроки были перебазированы командование полка, весь личный состав и исправные самолеты. За 7 месяцев войны за отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецкими фашистами, были награждены 15 летчиков.

Продолжил рассказ о боевых заслугах летчиков гость из Санкт-Петербурга Федор Усольцев, генеральный директор информационного агентства «Волхв», исследователь, автор монографий. Его дополнили аспирант кафедры археологии и энтологии Гродненского Госуниверситета Дмитрий Киенко и старший преподаватель Минского Государственного высшего авиационного колледжа, аспирант ГНУ «Институт истории» НАН Беларуси Дмитрий Дьяков. Самым ярким моментом стало выступление ветерана 123-го ИАП Николая Дмитриевича Сергеева, председателя совета ветеранов 2-го гвардейского Ленинградского истребительного корпуса.

Анна Гром

Гром, А. Летчики дрались насмерть / А. Гром // Кобрынскі веснік. – 2011. – 22 чэрвеня. – С.1,2. О подвиге летчиков 123-го авиационного полка, оборонявшего небо Кобринщины в первые дни войны.

Популярные материалы